postheadericon Игорь Мухин

Игорь Мухин

Легкая по ощущению, как бы «вскользь» — это первоклассная Вelles Lettres Photographie

Не секрет, что слово «фотожурналистика» для большинства ассоциируется с той фотографией, что обычно публикуется в общественно-политических изданиях. И в принципе так оно и есть. Есть фотожурналистика, исключительно повествующая о политической жизни, есть — о жизни социальной.

Однако почему фотография одних вызывает интерес только разово и только как актуальное в определенные хронологические рамки событие, а фотография других — интересна постоянно?

Сколько раз вы сталкивались с примерами, когда сделанное далеко в прошлом изображение не перестает интриговать вас, будучи тем не менее по всем формальным признакам (фотографическое сообщение на социально-политическую или просто социальную тему) фотографией-репортажем с места событий, что мы привыкли видеть именно в общественно-политических изданиях. В чем принципиальное отличие?

В идеологическом подходе к предмету съемки. Интересная тема; художественная реализация: вовремя пойманный момент, композиционное решение; общее настроение — все это в единстве своем сказывается на последующем восприятии изображения зрителем, оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Не будет лукавством сказать, что именно таким работам по-хорошему могут позавидовать кинооператоры: когда фиксированное изображение фотографического кадра по внутреннему состоянию оказывается графичнее, динамичнее и эмоциональнее изображения кинематографического. Как тут не поиронизировать над тем, что в английском, к примеру, операторская работа в кинематографе обозначается словом photography, а традиционная фотография — still photography. Вот уж действительно — что чему соответствует.

Как же называть такого рода фотографию, чтобы хоть как-то выделять ее из большого раздела социально-политической фотографии, называемого фотожурналистикой? По странному стечению лингвистических обстоятельств в России ее, бывает, называют жанровой. Но ведь фотожурналистика — это само по себе уже жанр. С таким же успехом понятие «жанровая» можно использовать в «фэшн», в пейзаже и даже в натюрморте. С точки зрения лингвиста — это самый невероятный из всех возможных языковых ляпов: жанр жанровой фотографии. Проблема ли найти название? Отнюдь нет, оно давным-давно существует — это ничто иное как «фотодокументалистика».

Что же такое качественная фотодокументалистика? Лучшие примеры творчества таких современных фотографов, как Брюс Дэвидсон, Роберт Франк, Владимир Семин, Валерий Щеколдин, Ларри Тауэлл, Михаил Евстафьев, Джеймс Нахтвей, Георгий Пинхасов и многих других, — это фотография интересная одновременно и превосходным художественным исполнением, и авторским замыслом. Каждая серия, цикл — это месяцы и даже годы работы. Фотография для этих фотографов — средство выражения, смысл всей их творческой жизни. Так Тауэлл снимал общину меннонитов в течение всей первой половины девяностых. Евстафьев не один год посвятил Кубе и сегодня работает над новой серией. Дэвидсон без перерыва в течение двух лет работал в Восточном Гарлеме в шестидесятых.

Подобная фотография ложится в основу полноценных книг, которые мало того, что не остаются не замеченными, но представляют собой весьма ценные, уникальные визуальные историко-художественные документы. К сожалению, наша страна книгами похвастать пока не может (1), но мировой классикой стали уже такие вещи, как «Американцы» Роберта Франка 1955 года (2), «Толса» Ларри Кларка 1971 года или «Бруклинские банды» того же Дэвидсона 1959 года. Настоящие документальные истории с крепкой сюжетной завязкой.

Конечно, охватить всего просто невозможно, да это и не является задачей. Понятно главное — каждый из перечисленных фотографов отличается почерком и самобытностью в раскрытии задуманного. Поэтому каждый из них заслуживает отдельного повествования.

Распад Союза как идеологической системы со всеми его отрицательными и положительными сторонами, стоит признать, дал стимул творческой активности во всех направлениях культуры и в фотографии — в частности. Прежний многолетний информационный голод не мог не пройти незамеченным. Почва для расцвета фотодокументалистики была удобрена. Этот вид фотографии стал востребованным как никогда за все прошедшие десятилетия. В результате за последние пятнадцать лет в стране целое поколение в конкретных именах не просто заявило о своем существовании, но интересным творчеством более чем серьезно дало объективный повод говорить о себе как о поколении крепко мыслящих современных фотографов. Одним из ярких его представителей является Игорь Мухин.

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.