postheadericon Сергей Скляров

Sergei_Skljarov

Любая из его пейзажных работ представляет из себя классический пример качественной, добротной фотографии

Cлучаев, когда фотожурналисты превосходно снимают пейзаж или используют элементы его в качестве главного смыслового и содержательного компонента работы, в истории фотографии второй половины двадцатого столетия немало — из западных имен достаточно лишь навскидку привести несколько из всем известного агентства «Магнум». Такие фотографы, как Эрнст Хаас, Эллиотт Эрвитт, Раймон Депардон, многим из нас помнятся своими добротными пейзажными работами.

Однако среди отечественных имен, опять же тех только, кто работает в фотожурналистике, такой легкости в приведении примеров, системности фактов чаще всего не наблюдается. Информация о них часто либо весьма разрозненна либо случайна. И именно в силу этих обстоятельств фотографы, снимающие интересно, запоминаются сразу. И если к тому же, коль скоро мы говорим о пейзаже, этот жанр у них не является лишь увлечением, рожденным всплеском сиюминутной расположенности, а наоборот — при всей своей кажущейся на первый взгляд частности и фрагментарности тем не менее представляет из себя весомый и серьезный аспект в их фотографическом творчестве, то значимость этих фотографов и, следовательно, соответствующая обстоятельность разговора может служить лишь хорошим подтверждением их мирового уровня.

Так уж повелось, но в нашей стране о некоммерческих фотографах при полном отсутствии всего того, что везде называется емким словом «паблисити», не сказать что не знают — знают, но знание это распространяется как-то само собой и по своим, необъяснимым западному человеку правилам: от друзей, знакомых, через учеников и просто интересующихся. В результате у нас сложилась ситуация, какой нет нигде: притом что газеты и журналы о фотографах практически не пишут и не представляют, а галерей (о чем вы говорите!) — их как не было, так и нет — не секрет, что некоторые фотографы являются фигурами более чем известными.

В этот раз хотелось бы поговорить о сорокапятилетнем фотографе из Вятки — Сергее Склярове. Разговор о его творчестве необходимо сразу обозначить как разговор о трактовании пространства, ибо то, как и с какой свободой он подходит к этой теме, наводит на мысль о необходимости говорить именно об этом.

Из того, что мы видим, пейзаж как жанр в фотографии в основном делится на три основные составляющие. Это пейзаж без людей или «чистый, девственный» пейзаж; пейзаж с людьми; пейзаж с присутствием в кадре всего, что сделано руками человека (именно сюда входит такая многими любимая тема, как городской пейзаж).

Скляров в одинаковой степени ровно демонстрирует превосходное владение всеми тремя. Это фотограф с грамотным, фотографически безупречным видением, реализующий задуманное в соответствующе высоком техническом исполнении. С мельчайшими подробностями пропечатываются все теневые нюансы, все необходимые для сюжетной завершенности детали. Изображение доводится до графичности. И в результате перед вами блестящий, хрестоматийный образец живой пространственной фотографии: легкие, простые и одновременно очень динамичные работы.

Несущийся по пустыне велосипедист; поросший травой старый «Додж»; монументальная бесполезная символика канувшего в Лету строя в одной работе и, наоборот, рациональная городская знаковая система — в другой; контраст геометрически правильных архитектурных плоскостей с хаотически разбросанными по небу облаками и, наоборот, консонас темного распаханного поля и белых фермерских построек.

Любая из пейзажных работ Склярова — это классический пример качественной, добротной фотографии. В ней все компоненты изображения, даже самые мельчайшие, работают друг на друга и складываются вместе в единую сбалансированную картину. Мастерство фотографа таково, что убери любой из этих компонентов, все развалится. Вот способность соответствовать этим строгим условиям говорит о серьезности и весомости творческого статуса этого художника.

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.