postheadericon Поэзия камня и моря

Поэзия камня и моря

С точки зрения геоморфолога, все Курильские острова — это застывшая лава древних вулканов. Вулканы возвышаются и по сей день, но заметно успокоенные, и кое-где подогревают землю до «терпимой» температуры.

Момент рождения суши… Можно вообразить, как клокочущая лава медленно течет с горы, доходит до границы моря и застывает во вскипающей морской воде. Среди облаков пара и рева извержений рождается новый участок суши, новые острова. Их прародителями в равной мере стали Земля и Море.

Видимо, в каждом месте побережья лава застывала по-своему из-за разницы в химических или температурных условиях. Структурные свойства получившихся минералов воплотились в огромном разнообразии геологических форм, которые в буквальном смысле обнажаются на границе суши и моря силой ветра и прибоя.

Такова научная предыстория. С художественной точки зрения, скалы на границе моря — это невероятное изобилие ракурсов, фактур, оттенков. Формы большие: мыс Столбчатый — «визитная карточка» Кунашира, и формы малые: oкруглые валуны на границе прибоя — они заслуживают уважения уже тем, что несколько миллионов лет подряд упорно выполняют одну и ту же «работу» — катаются по прибрежной скальной плите.

Цветовая палитра скальных пород меняется от теплых рыжих тонов до почти черных. Оттенки появляются из-за постоянно меняющихся условий освещения вблизи моря — преломление через дымку, сплошной туман, отражение от поверхности воды.

Со все возрастающим азартом обнаруживаешь, что фактура скал не повторяется в точности ни на одном участке побережья, а все мыслимое разнообразие форм превосходит то, что открывается за ближайшим скальным мысом. И даже вулканический песок на берегу моря выстраивается волнами в удивительный, неповторимый орнамент.

Постепенно приходит понимание, что это — просто особый вид искусства, своеобразная «резьба по суше», где, по законам жанра, цвет уступает место форме, но лаконичность сюжетов потрясает воображение своей выразительностью. Что это — скульптура, живопись, натюрморт или архитектура? За кем основные авторские права — за морем или ветром? А застывшая лава — это скульптурный материал или грунт для холста? Безусловно только одно: весь коллектив входит в одно авторское объединение — Природа.

А что это — собрание абстрактной скульптуры или моделирование форм в большом физико-химическом эксперименте, предоставлено решать зрителю — нам с вами, по случайности оказавшимся на этой «персональной выставке». И, как это ни забавно, в каких–то временных координатах эта экспозиция так же мимолетна, как любая тематическая выставка на Гоголевском бульваре.

Так что будем благодарны судьбе, что ее «проводят» именно в наше время.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.